среда, 23 июля 2014 г.

Астрономия - как отдельный предмет

30 лет я преподавала астрономию и... вдруг в 21 веке она стала не нужна! мне попался наконец то аргументированный комментарий человека, понимающего, что в 21 веке невозможно без астрономии.
Анатолий Засов
доктор физико-математических наук, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, заведующий отделом Внегалактической астрономии ГАИШ МГУ, член редколлегии журнала «Физика в школе», специалист по изучению внегалактической астрономии


Что мы имеем на сегодня? С астрокосмическим образованием в России сложилась парадоксальная ситуация. В разгаре двадцать первый век. В стране, открывшей миру дорогу в космос, астрономия фактически выдавлена из школы как ненужный предмет. При этом изучение других естественных наук также сведено к минимуму, а научная и мировоззренческая безграмотность значительной части населения просто зашкаливает. И это в то время, когда в мире происходит быстрое развитие физики, астрофизики, прикладной астрономии. Все фундаментальные физические теории проходят астрономическую проверку. За работы в области астрофизики выдаются Нобелевские премии. В космических исследованиях, в астрономических наблюдениях — наземных и/или внеатмосферных — участвуют все сколь-нибудь развитые в техническом отношении страны. Реализуются международные проекты создания гигантских высокотехнологичных наземных инструментов, открывающих новые возможности изучения Вселенной, из них четыре — стоимостью более миллиарда долларов: недавно созданный в Чили субмиллиметровый телескоп ALMA, проект европейского супергигантского телескопа E-ELT, американского гигантского обзорного телескопа LSST, международный проект всеволнового радиокомплекса SKA из нескольких тысяч отдельных радиоантенн. Участие России в этих проектах проблематично. Мало кто у нас вообще слышал о них.